В рамках исполнения «закона Яровой» Федеральная служба безопасности РФ, Минкомсвязь и Минпромторг обсуждают набор технических решений, которые позволят дешифровать и получить доступ ко всему интернет-трафику россиян в режиме реального времени.
Как сообщает газета «Коммерсантъ», ФСБ предлагает осуществлять анализ по ключевым словам, таким как «бомба». Для осуществления данной процедуры планируется использовать системы DPI (Deep Packet Inspection), которые уже стоят на вооружении у операторов связи для фильтрации запрещенного интернет-контента.
По мнению министерств, расшифровка данных трафика будет необходима только в том случае, если они привлекут внимание правоохранительных органов. Согласно нового законодательства, операторы связи обязаны хранить интернет-трафик и должны предоставлять ключи для дешифровки данных. Такие крупные интернет-ресурсы как Google, «Яндекс», Whatsapp, Facebook, Viber, «ВКонтакте» уже с 20 июля сдают ключи шифрования по требованию ФСБ.
По мнению экспертов, такая схема позволит предотвращать потенциальные угрозы, а также производить оценку психологического состояния пользователей и анализировать их поведение.
В ходе беседы генеральный директор Qrator Labs Александр Лямин сообщил изданию:
«У каждого пакета данных есть заголовок — набор служебной информации, на основе которой пакет обрабатывается сетевым оборудованием. DPI заглядывает дальше заголовка — непосредственно в данные, которые несет в себе пакет. Дальнейшие действия с этой информацией ограничиваются лишь фантазией заказчика и вычислительной мощностью решения. Это может быть как банальный поиск по ключевым словам, так и построение полного профиля поведения пользователя с оценкой его психологического состояния и выявления вкусовых предпочтений и склонностей.»
Согласно антитеррористического «закона Яровой», операторы связи и интернет-провайдеры с июля 2018 года будут обязаны хранить в течение 3 лет все текстовые, голосовые и видеосообщения, а по запросу спецслужб обязаны предоставить эти данные. По оценке Эдварда Сноудена принятие закона в конечном итоге обойдётся компаниям в 33 млрд долларов США.